Закрыть
Авторизация

Логин:

Пароль:



Забыли пароль?
Регистрация
Телефон: 8(34667)2-00-01

г. Когалым, ул. Молодежная, 19


Бюджетное учреждение ХМАО-Югры 
"Когалымская городская больница"

Здоровье и безопасность детей в наших руках

Понедельник,  26  Марта  2018

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), каждый час в мире гибнет более 100 детей из-за неумышленной травмы или несчастного случая, которые можно было бы предотвратить. Недосмотр взрослых эксперты называют одной из главных причин трагедий. С какими новыми опасностями сталкиваются российские семьи и как свести риски к минимуму, рассказывают специалисты.

ПРЕДУПРЕЖДЕН – НЕ ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН

В год во всем мире из-за несчастных случаев погибает около 1 миллиона детей до 18 лет. У основной группы детей старше года преобладающей причиной смертности являются именно внешние причины – травмы, отравления, несчастные случаи. Все эти причины потенциально предотвратимы, – подчёркивают эксперты. К сожалению, само по себе знание рисков не меняет поведение: так, все знают, что курить вредно, но значительная часть населения продолжает это делать. Поэтому в случае с профилактикой детского травматизма большую роль играют специальные психологические приёмы – повторение, эмоциональное воздействие, зрительные сигналы и знаки.

В качестве примера специалисты приводят варианты удачной социальной рекламы и акций для родителей. Среди них – агитационная кампания на дорогах по обязательному использованию детских удерживающих устройств: плакаты «Куда посадить ребёнка: в детское кресло или в инвалидную коляску», воспитательные беседы сотрудников полиции с молодыми родителями.

В некоторых регионах в такой радостный день, как выписка из роддома, когда родители едут домой с новорождённым, их останавливают сотрудники полиции. А малыш в этот момент находится на руках, то есть в потенциально опасном положении в машине – ведь, как показывает опыт, даже при скорости 40 - 50 км/час в случае ДТП ни одна мама ребёнка не удержит. Полицейские дарят родителям удерживающее устройство, в которое ребёнка тут же перекладывают и спокойно продолжают поездку.

Так же и в семье надо искать формы – игровые, наглядные, эмоциональные, чтобы правила безопасного поведения не остались для ребёнка пустыми наставлениями. 

«СМСМАМЕ» В ПОМОЩЬ 

Как отмечают специалисты, есть ситуации, когда снизить риски для безопасности детей можно административными методами. Достаточно вспомнить совместную работу Минздрава и Минпромторга по поводу ужесточающих норм для производителей москитных сеток в связи с внезапной волной несчастных случаев, когда летом дети выпадали из окон через такие сетки. Новые правила должны предусмотреть, чтобы сетки крепились более надёжным способом, а также ввод маркировки «Не прислоняться».

По ряду направлений профилактическую работу ведут образовательные и медицинские учреждения, правоохранительные органы. Последнее касается, в частности, выявления «групп смерти» в соцсетях – проблема, с которой столкнулось общество с распространением интернет-технологий.

Кстати, современные технологии также используют ведомства для того, чтобы, наоборот, помочь родителям. Так уже есть смс-сервисы, которые напоминают о профилактике несчастных случаев у детей. Например, самый известный из них «СМСмаме», одобренный Минздравом России. Он позволяет сначала беременной женщине, а потом женщине, имеющей ребёнка до года, получать с определённой частотой смс-сообщения, содержание которых соответствует сроку беременности или возрасту малыша: «Ваш ребёнок начинает ползать, не забудьте закрыть все нижние розетки», «Не приставляйте табуретку к окну» и прочее.

Специалистами подготовлено очень много памяток о безопасном доме, ПДД, поведении с незнакомыми людьми и так далее. Но нельзя забывать о личной ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей.

Также родителям не стоит пренебрегать и безопасностью уже подросших детей, ведь несмотря на возраст, подростки все равно продолжают оставаться детьми, нуждающимися в защите.

ПРЕДУПРЕДИТЬ И СПАСТИ

Подростки по-прежнему проверяют на прочность этот мир, родителей и себя. Они не очень-то изменились за последний век, но изменился мир вокруг них. Десять лет назад они катались на роликах, скейтбордах и велосипедах, сегодня – снимают собственные трюки, взбираются на здания без страховки или прыгают по вагонам электричек. Результат – сегодня смертность российских подростков в возрасте от 15 до 19 лет в 3-5 раз выше, чем в странах ЕС.

У каждого подростка сегодня есть возможность завоевать популярность у тысяч себе подобных, снимая видео про то, как он делает что-то такое, что другим не под силу. Отсюда стремительный рост популярности паркура, прыжков с тарзанками и других экстремальных увлечений и, как следствие, эпидемии несчастных случаев. Падение с высоты более трёх метров почти всегда приводит к смерти, а те, кому повезло, остаются в инвалидной коляске на всю жизнь.

ПРОМЕНЯТЬ НА ЛАЙКИ

По данным статистики, за последние 10 лет 2,5 млн детей и подростков получили черепно-мозговые травмы, из них 43 тыс. стали инвалидами, а более 16 тыс. погибли. Причём мальчики получают травмы значительно чаще девочек. Врачи отмечают, что показатели по детскому травматизму значительно выше в крупных городах, чем в целом по России. Возможно, у детей из мегаполисов просто выше шансы доехать до больницы живым и получить специализированную помощь.

Популярность, которая измеряется в числе подписчиков и лайках, заставляет подростков поднимать планку и часто они не могут объективно оценить свои силы и грозящую им опасность, что и приводит к печальным последствиям. Родители могут перенаправить энергию подростка в созидательное русло и предложить ребёнку занятия в различных спортивных секциях.

К тяжёлым последствиям приводят и дорожно-транспортные происшествия, в которых страдают дети всех возрастов. Ежегодно в мире в их результате погибает более 186 тыс. детей в возрасте до 18 лет.

ВСЕМ ПО КРЕСЛУ

Краш-тесты показывают, что взрослый не может удержать ребёнка при столкновении даже на небольшой скорости, например, 50-60 км/ч и, тем не менее родители продолжают возить детей без специальных удерживающих устройств. Особенно, в глубинке, мотивируя своё поведение дороговизной автокресел. На сегодня известно, что детские автокресла снижают риск гибели в результате аварии примерно на 90% у малышей грудного возраста, на 55-80% — у дошкольников. Их минимальная стоимость составляет около 3 тыс. рублей. Много это или мало?

Стоит сказать, что в общей структуре травматизма на автомобильные травмы приходится всего 1,2%, однако при этом они имеют высокую летальность и зачастую приводят к инвалидности. Правила перевозки детей на велосипедах также предполагают установку специальных удерживающих устройств и обязательное использование шлемов. Доказано, что использование мотоциклетных шлемов уменьшает риск гибели в ДТП на 40%, а тяжёлых травм — примерно на 70%.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

По статистике несчастные случаи с детьми пешеходами чаще всего происходят рядом с детскими площадками или во дворах. С одной стороны, из-за особенностей детского восприятия. До 4 лет ребёнок не осознает, что машина не может остановиться мгновенно, до 6 лет – плохо ориентируется по звуку, до 8 лет – не видит, что происходит сбоку от него. Любой ребёнок непредсказуем и может выбежать на дорогу за мячом или игрушкой, а девять из десяти детей замрут на месте или закроют лицо руками, когда увидят несущихся на них автомобиль. С другой - потому что взрослые не научили их безопасному поведению на дорогах.

У взрослых тоже есть особенности восприятия: треть наездов на пешеходов со смертельным исходом происходит в тёмное время суток, когда водитель просто не в состоянии вовремя заметить внезапно выскочившего на дорогу пешехода. В Европе вся детская одежда имеет светоотражающие элементы, чтобы дети были видимы для других участников дорожного движения в тёмное время суток. Даже при плохих погодных условиях пешеход со светоотражающим элементом на одежде (фликером) заметен на расстоянии 150 м. Этого достаточно, чтобы водитель его заметил и успел затормозить.

В России родители не обязаны покупать одежду со светоотражающими знаками или пришивать к ней фликеры. Его средняя стоимость сегодня составляет 200 рублей, а жилет со светоотражающими элементами на ребёнка обойдётся в сумму от 350 рублей. Много это или мало?

А У НИХ

Наиболее безопасными, по статистике, являются дороги стран Европы, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Разумеется, влияет и качество подготовки водителей и размеры штрафов за нарушения правил дорожного движения. Например, в ЕС за нарушение правил перевозки детей водитель заплатит от 50 до 400 евро в зависимости от страны, а родители-рецидивисты платят вдвое дороже. В странах ЕС на газоне рядом с домами можно увидеть знаки с надписью: «Здесь живёт ребёнок. Поезжай так, как если бы он был твой». Такие знаки - часть культуры всех участников дорожного движения, которую нам ещё предстоит создать.

Каждому родителю стоит помнить, что он несёт основную ответственность за воспитание и развитие своих детей, а также за сохранность жизни и здоровья ребёнка.

По материалам Министерства здравоохранения РФ


Возврат к списку